«Крылья Победы»

Виртуальная книжная выставка 

к 100-летию отечественной гражданской авиации

Великая Отечественная война… О ней писали, пишут и будут писать книги, сочинять стихи, слагать песни, снимать кинофильмы. Потому что это – боль,  скорбь, это Память нашего народа. «И пусть не думают, что мертвые не слышат, когда о них потомки говорят…», — писал поэт Николай Майоров.

Много славных героев, боровшихся против фашистских захватчиков, дала миру наша страна. 

Воздушный бой, он очень жуткий,

В бою — натянут, как струна,

От перегрузок трудно вспомнить,

А где же небо, где земля.

То виражи, то пилотажи,

То бочки крутишь, как шальной.

Прицельно бьёшь, в тебя стреляют

Нет, не попали, ты живой.

Живой и сам себе не веришь,

Что пережил ты град стальной.

И даже губы покусаешь,

Чтоб убедиться, что живой.

Живой, а завтра снова в небо.

И снова тот воздушный бой.

И самолёт твой на форсаже

Завоет волком, как живой.

Живой и ты из боя вышел.

Всё перенёс, всё пережил.

Что ранен был и не услышал,

Лишь при посадке ощутил.

Война, любовь – не совместимы.

Любовь войну переживёт.

А ранен был- ну что ж, подлечат,

Ведь всё до свадьбы заживёт.

Зарубцевались наши раны.

От них остался только след,

Но до сих пор мы чётко помним

Всех тех, кого давно уж нет.

Мы помним всех, кто пал в сраженьях

Друзей, погибших, фронтовых.

Они всё это время с нами,

Они живут среди живых.

Наша авиация вступила в Великую Отечественную войну в крайне неблагоприятных условиях. Уровень подготовки немецких летчиков считался самым передовым в мире, их учили не только пилотированию, но и ведению воздушных боев. После окончания училища каждый истребитель имел налет до 400 часов и минимум 50 учебных боев. Уровень подготовки советских летчиков накануне войны был крайне низкий.  Летчик выпускался из училища, имея всего 20-25 часов налета! Такие выпуски называли «взлет-посадка». Кроме того, в первые дни войны нашей авиации был нанесен большой урон на аэродромах. Поэтому в германских ВВС было принято считать, что неприятности немецким асам может создать только советская противовоздушная оборона.

Но война доказала другое! Наша авиация оказала захватчикам такой отпор, который нацисты не встречали нигде в Европе. Врагу не удалось сломить высокий моральный дух советских летчиков, их непоколебимую стойкость, стремление выполнить боевую задачу любой ценой, нанести  противнику максимальный урон. Наши асы не уклонялись от боя, как это нередко делали фашисты, когда они не имели численного или тактического преимущества, а решительно навязывали его врагу, уничтожали его,  отважно спасали товарища, попавшего в беду. Это являлось для них законом, который порождал  отвагу и бескомпромиссность.

О массовости героизма советских авиаторов говорят такие цифры:

«В годы Великой Отечественной войны советская авиация (без учета ВВС флота) совершила 3 млн. 125 тыс. боевых самолето-вылетов и нанесли противнику большой урон и в живой силе и технике. Только в воздушных боях и на аэродромах уничтожено 57 тыс. самолетов противника. За высокое боевое мастерство, проявленное при выполнении боевых заданий по разгрому немецко-фашистских захватчиков, более 60 процентов авиационных частей и соединений награждены орденами СССР, 708 получили почетные наименования. 319 раз в приказах Верховного Главнокомандующего отмечались наиболее отличившиеся в боях авиационные соединения и части.

За 1941-1945 гг. 2420 авиаторов были удостоены почетного звания Героя Советского Союза, 65 пилотов были удостоены этого звания дважды, а двое (И.Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин) стали трижды Героями Советского Союза. Летчики в годы войны применили ок. 500 воздушных таранов, 350 человек повторили бессмертный подвиг Н.Ф. Гастелло».

Источник: Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия / Гл. ред. М. М. Козлов. – М.: Советская энциклопедия, 1985. — 832 с.: ил.

Книжная выставка «Крылья Победы» — это повести и романы о боевых действиях Советских Военно-воздушных сил в Великой Отечественной войне, это подборка книг об особенностях их оснащения, самоотверженности и подвигах советских авиаторов, ратном труде инженеров, техников, а также мемуары известных авиационных военачальников и летчиков. Многие книги снабжены уникальными фотографиями, сделанными во время войны.

Эти книги ценны для нас тем, что они хранят воспоминания выдающихся личностей творивших Победу. Они интересны, объективны и могут послужить даже «учебным пособием» для становления человека, личности, воина, летчика…

Арсентьев И.А. Суровый воздух: повесть / И. Арсентьев.- Куйбышев: Кн. изд-во, 1972.- 318 с.- (Подвиг)

Книга основана на документальных материалах. Легкий литературный язык и динамичный сюжет делает книгу интересной и увлекательной. Писатель показывает специфику воздушной профессии, показывает доблесть людей, в воздушных боях отстоявших «право на крыло». Книга о каждодневном подвиге летчиков в годы Великой Отечественной войны.

Бахвалов А.А. Нежность к ревущему зверю: роман / А Бахвалов.- М.: Современник, 1986.- 509 с.

Из множества книг о летчиках-испытателях трудно подыскать аналогию роману «Нежность к ревущему зверю». На первом плане произведения не перипетии работы летчиков, не машины сами по себе, а внутренний мир человека. Размышления о завтрашнем дне, о месте человека в нем, о смысле труда и высоком призвании людей, на которых возложена историческая ответственность за будущее — такова идея романа.

Галлай М.Л. Избранное в 2-х томах. Т.1. / М. Галлай.- М.: Воениздат, 1990.- 526 с.

Первый том избранных произведений писателя — Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР, доктора технических наук М.Л. Галлая составляют повести «Через невидимые барьеры», «Испытано в небе» и цикл очерков «Встречи». Автор рассказывает о становлении советской авиации, показывает яркие образы славных лётчиков страны, конструкторов.

Галлай М.Л. Избранное в 2-х томах. Т.2. / М. Галлай.- М.: Воениздат, 1990.- 543 с.

Второй том избранных произведений М.Л. Галлая включает три произведения. Повесть «Первый бой мы выиграли» посвящена летчикам, защищавшим небо Москвы от налетов вражеской авиации в трудные дни 1941 года. Яркие, самобытные образы космонавтов, ученых, конструкторов показаны в повести «С человеком на борту», в которой рассказывается о подготовке и проведении первых космических полетов. Повествование «Жизнь Арцеулова» — дань памяти одному из замечательных советских авиаторов. 

Девятаев М.П. Побег из ада / М.П. Девятаев.- 2-е изд.- Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1969.- 136 с.: фото

Книга включает в себя воспоминания Героя Советского Союза М.П. Девятаева об уникальном эпизоде Великой Отечественной войны — побеге с «острова смерти» Узедом, где испытывалось новейшее ракетное оружие Третьего рейха «ФАУ-1», «ФАУ-2», десятерых узников концлагеря на немецком бомбардировщике через линию фронта в расположение советских войск, а также очерки о дальнейшей судьбе героя, о самолётах, на которых летал во время войны прославленный лётчик. Книга иллюстрирована фотографиями из архива семьи Девятаевых, других источников.
Книга адресована интересующимся историей Великой Отечественной войны, отечественной авиации, вопросами военно-патриотического воспитания молодёжи.

Михельсон В.И. Воздушный мост / В.И. Михельсон, М.И. Ялыгин.- 2-е изд., дополненное.- М.: Политиздат, 1988.- 336 с.: ил.

Эта книга — документальный рассказ об одной из малоизвестных страниц обороны осажденного Ленинграда. Ее авторы, участники Великой Отечественной войны, ленинградские журналисты, на интересном фактическом материале и на основе воспоминаний участников описываемых событий достоверно повествуют о воздушной дороге, которая поздней осенью и зимой 1941 года стала единственным каналом связи Ленинграда с Большой землей. Правдиво рассказывается о характерах и судьбах героев авиарейсов над Ладогой — пилотов транспортных самолетов и тяжелых бомбардировщиков, летчиков-истребителей, обеспечивавших надежную защиту воздушно-транспортных караванов, о трудовых подвигах патриотов Родины.

Покрышкин А.И. Небо войны: повесть фронтовых лет / А. Покрышкин.- Новосибирск: Новосибирское кн. изд-во, 1988.- 448 с.

Военные  мемуары известного летчика-истребителя, трижды Героя Советского Союза, маршала авиации, уроженца Новосибирска – Александра Ивановича Покрышкина. О себе и товарищах, о больших и малых сражениях Великой Отечественной войны вспоминает прославленный ас.

Покрышкин А.И. Познать себя в бою: повесть / А. Покрышкин.- М.: ДОСААФ, 1986.- 479 с.: ил., фото

Воспоминания выдающегося военного летчика Александра Ивановича Покрышкина рассказывают о летчиках 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, о фронтовых буднях пилотов, о тактических приемах воздушного боя в годы Великой Отечественной войны. За годы войны А.И. Покрышкин разработал и внедрил свою собственную формулу победы: «Высота — скорость — маневр — огонь!»

В книге автор много места уделяет раздумьям о развитии боевых качеств у летчика-истребителя – смелости, решительности, мгновенной реакции, высокой боевой выучки, беззаветной преданности Родине, анализирует методы воздушного боя противника и сравнивает их с действиями советских авиаторов.

Из книги: «В начальный период войны серьезной проверке, проверке боем, подверглась вся предвоенная тактика действия авиации… Подход к новому рождался в критической оценке имеющихся недостатков. А это было очень важно в становлении боевых летчиков. Познание себя в бою только начиналось, проходило, если можно так сказать, начальную стадию»…

Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке / Б. Полевой.- М.: Сов. Россия, 1970.- 262 с.

Борис Полевой — советский писатель, сценарист. Во время Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом. Этот опыт лёг в основу всех произведений писателя. Самое известное произведение «Повесть о настоящем человеке» основано на реальных событиях. Эта волнующая история о лётчике Алексее Мересьеве. Прототипом героя книги стал Герой Советского Союза лётчик Алексей Маресьев, самолёт которого был сбит в воздушном бою. Лётчик оказывается в лесу без еды и воды, а позже, в госпитале, ему ампутируют обе ноги. Но это не мешает Мересьеву вернуться к прежней жизни и продолжить летать на самолёте-истребителе. Лётчик Маресьев — сильный, смелый человек, своим подвигом он показывает, как можно остаться Настоящим человеком в самых нечеловеческих условиях.

Отрывки из книги:

Руденко С.И. Крылья Победы / С.И. Руденко.- 2-е изд., дополненное.- М.: Международные отношения, 1985.- 398 с.- (Военные мемуары)

Автор воспоминаний – видный советский военачальник. В боях прошел он большой и славный путь, стал Героем Советского Союза, маршалом авиации. В битве за Москву С.И. Руденко командовал авиационной дивизией, а в сражениях под Сталинградом и на Курской дуге, в Белорусской, Висло-Одерской и Берлинской операциях – воздушной армией. В своей книге он пишет о напряженных боях, героизме летчиков, мастерстве авиационных командиров. Большой интерес представляют воспоминания автора о встречах с руководителями партии и правительства, с выдающимися нашими полководцами.

Сульянов А.К. Расколотое небо: роман и повесть / А. Сульянов.- М.: Воениздат, 1989.- 512 с.: ил.

В книгу вошли роман «Расколотое небо» и повесть «Только одна ночь» — оба произведения о современной авиации. В центре романа — подвиг Геннадия Васеева, совершившего таран самолета-нарушителя ценой своей жизни. События одной только ночи проверили персонажей повести на умение принять единственно правильное решение в экстремальной ситуации, когда время измеряется секундами.

Чернева М.М. Боевые подруги мои / М. Чернева.- М.: ДОСААФ, 1967.- 192: фото

Документальные очерки о летчицах, штурманах, техниках, специалистах по вооружению, политработниках 46-го гвардейского Таманского женского авиационного полка, отважно боровшихся с гитлеровскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны.

В напряженные дни битвы за Москву по инициативе прославленной летчицы М.М. Расковой началось формирование женского авиационного полка, который впоследствии был преобразован в гвардейский.

Все воины этого 46-го гвардейского ночного легкобомбардировочного авиаполка, от его командира до техника и «вооруженца», были женщинами. Воспитанницы аэроклубов, вчерашние студентки и школьницы, работницы промышленных предприятий, ушедшие по зову ЦК комсомола защищать Родину, они на маленьких По-2 — «небесных тихоходах» — поднимались в ночное небо и точно бомбили противника. Каждый боевой вылет был сопряжен с опасностями. Но ни заградительный зенитный огонь, ни патрулирование вражеских истребителей не могли остановить их полет к цели.

Полк прошел славный боевой путь от гор седого Кавказа до фашистской Германии и был награжден орденами Красного Знамени и Суворова III степени.

23672 раза поднимались в небо его экипажи, сбросив на врага почти три миллиона килограммов бомб. За участие в освобождении Таманского полуострова полку было присвоено почетное наименование Таманский. Двадцать два раза салютовала Родина мужеству и героизму воинов-таманцев. Весь личный состав авиачасти был награжден орденами и медалями Советского Союза.

Многие летчицы, штурманы совершили по восемьсот, тысяче боевых вылетов. Двадцати трем, самым отважным, присвоено звание Героя Советского Союза. Среди них и автор этой книги — Марина Павловна Чечнева. Тепло и увлекательно рассказывает Марина Павловна о своих боевых подругах — таких несхожих по характерам и так одинаково влюбленных в романтическую профессию авиатора.

Эту книгу нельзя читать без волнения. Она учит нашу молодежь безгранично любить Родину, зовет ее в небо.

Черных И.В. Ночные бомбардировщики: документальные повести и очерки / И. Черных.- М.: ДОСААФ, 1984.- 207 с.: фото

Автор книги — военный писатель, в прошлом летчик-бомбардировщик, — в повестях «Командир экипажа», «Штурман» со знанием дела пишет о своих однополчанах Героях Советского Союза И. Хрущеве, Я. Штаневе, В. Осипове, А. Омельченко, С. Золотареве и других прославленных авиаторах гвардейского авиационного полка, отважно сражавшихся против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. В очерках «Командирская наука», «Познание неба», «Тайфун» «Старый знакомый» показана нерушимая духовная связь летчиков-фронтовиков и сегодняшних крылатых сынов Родины.

Шахурин А.И. Крылья Победы / А.И. Шахурин.- 2-е изд., дополненное.- М.: Издательство политической литературы, 1985.- 254 с.: ил.

Около 137 тысяч самолетов получили Советские Военно-Воздушные Силы за годы Великой Отечественной войны — выпустить такое количество самолетов оказалось не под силу гитлеровской Германии и ее союзникам. В книге наркома авиационной промышленности СССР А.И. Шахурина «Крылья победы» отражен подвиг рабочего класса, советских авиационных конструкторов, ученых, всех тех, кто создавал в трудное для страны время авиационную технику.

Просмотров: 90 

Решаем вместе

Хочется, чтобы библиотека стала лучше?


Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении


Оценка качества условий предоставления услуг. Анкета доступна по QR-коду, а так же по прямой ссылке:  https://bus.gov.ru/qrcode/rate/390172

Март 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев   Апр »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Национальная электронная детская библиотека

https://www.prlib.ru/


Copyright © 2017. Все права защищены.