«Особая экспедиция».
Невельской Г.И. и транспорт «Байкал»
к Дню военно-морского флота
В 1849 году на транспорте «Байкал» Геннадий Иванович Невельской производил исследование северо-западной части Охотского моря, доказал, что Сахалин — это остров, а также судоходность реки Амур для морских судов и судоходность пролива между островом Сахалином и материком.
Геннадий Иванович Невельской родился в 1813 году. Будущий исследователь рано стал проявлять интерес к Дальнему Востоку. Во время учебы в Морском кадетском корпусе Невельской в поисках белых пятен на карте, изучал материалы, касающиеся реки Амур и Сахалина. Он предполагал, вопреки устоявшему мнению, что Сахалин ― не полуостров, и такая большая река как Амур может быть доступна морским судам.
К середине 1840-х годов у Г.И. Невельского появляются конкретные планы по амурской проблематике, совместно с архивариусом А.П. Баласогло, стал разрабатывать проект экспедиции на Амур. О своих планах Геннадий Иванович рассказал председателю Морского ученого комитета Ф.П. Литке, следствием этой беседы стало назначение Г.И. Невельского командиром транспорта «Байкал», который в 1848 году должен был отправиться из Кронштадта в Петропавловск и Охотск с грузом для Российско-Американской компании.
Корабль «Байкал» был спущен на воду 10 июля 1848 года и представлял собой небольшое двухпалубное судно с парусным вооружением бригантины с полными обводами корпуса и почти плоским днищем.
На верхней палубе были расположены световые и сходные люки, брашпиль, лебёдка, грузовой люк, штурвал и рубка. На нижней (жилой) палубе были расположены форлюк, сходные люки, помпы, рундуки, камбуз, кают-компания, кубрик для матросов, каюты капитана и офицеров. Ниже жилой палубы находились грузовой трюм с цистернами пресной воды, крюйт-камера, кладовые для провизии, шкиперская кладовая и цепной ящик. На борту имелись один 6-вёсельный баркас, 4-вёсельный баркас, вельбот и байдарка.
В 1849 году на транспорте «Байкал» Геннадий Иванович Невельской производил исследование северо-западной части Охотского моря, доказал судоходность реки Амур для морских судов и судоходность пролива между островом Сахалином и материком.
Геннадий Иванович Невельской родился в 1813 году. Будущий исследователь рано стал проявлять интерес к Дальнему Востоку. Во время учебы в Морском кадетском корпусе Невельской в поисках белых пятен на карте, изучал материалы, касающиеся реки Амур и Сахалина.
Он предполагал, вопреки устоявшему мнению, что Сахалин ― не полуостров, и такая большая река как Амур может быть доступна морским судам.
К середине 1840-х годов у Г.И. Невельского появляются конкретные планы по амурской проблематике, совместно с архивариусом А.П. Баласогло, стал разрабатывать проект экспедиции на Амур. О своих планах Геннадий Иванович рассказал председателю Морского ученого комитета Ф.П. Литке, следствием этой беседы стало назначение Г.И. Невельского командиром транспорта «Байкал», который в 1848 году должен был отправиться из Кронштадта в Петропавловск и Охотск с грузом для Российско-Американской компании.
В 1848 году транспорт «Байкал» под командованием капитан-лейтенанта Г.И. Невельского направляется в Петропавловск-Камчатский. Сэкономленное в пути время Невельской тратит на исследование устья Амура и пролива между материком и Сахалином.
Для осмотра Амурского лимана и берегов Сахалина на шлюпках был отправлен старший офицер транспорта Петр Васильевич Казакевич. Вверх по реке Петр Васильевич прошел около 20 км, ширина устья Амура, по определению Казакевича, составляла около 14 км.
После исследования устья Амура Невельской отправился на шлюпках в южную часть Амурского лимана.
В июле 1849 года Г.И. Невельской обнаружил пролив, который отделял остров Сахалин от материка, глубина пролива позволяла проходить здесь крупным морским судам. Тем самым было доказано островное положение Сахалина и судоходность пролива между островом и материком.
За «образцовый рейс», сохранную доставку груза и сбережение здоровья команды, по морскому ведомству Г. И. Невельской был произведен в капитаны 2-го ранга, а офицеры транспорта в следующие чины и награждены орденами. «Байкал» вместе с командой был перечислен в состав Охотской военной флотилии.
Открытия, сделанные экспедицией на паруснике «Байкал», оказали громадное влияние на освоение Приамурского и Уссурийского краев.
В честь этого корабля Г.И. Невельской назвал залив в Охотском море.
1857 году «Байкал» сел на мель в Японском море. При спасении парусника была сильно повреждена его корма.
Некоторое время «Байкал» использовался в качестве брандвахтенного поста в бухте Св. Ольги.
В начале 60-х годов корабль отбуксировали во Владивосток, где он много лет использовался как склад флотского имущества.
Последующие 10 лет «Байкал» простоял у одного из причалов бухты Золотой Рог. В ночь с 30 на 31 марта 1871 года начавшаяся в бухте подвижка льда пробила оба борта судна, и оно село кормой на грунт. С транспорта удалось взять большую часть хранившегося на нём груза. Позже прибыли два водолаза с оборудованием, которые и завершили подъём затопленного груза. По одной версии — транспорт был взорван для проникновения во внутренние помещения во время подъёма груза, по другой — чтобы оно не мешало судоходству.
Такова славная 23-летняя история «Байкала».
О командире, офицере российского флота Геннадии Ивановиче Невельском, а также о судьбе транспорта «Байкал» читайте в книгах:
— Геннадий Невельской // Сто великих мореплавателей/ Авт.-сост. Авадяева Е.Н., Зданович Л.И.- М.: Вече, 2000.- С.389-399.- (100 великих).
— Загадка Амурского лимана // Моделист-конструктор.- 1986.- №1.- С.16-21.
— На Сахалине и в Приамурье // Лемещук Г.П. Из города на Неве: мореплаватели и путешественники / Лемещук Г.П.- Л.: Лениздат, 1984.- С. 93-117.
— Сахалин – остров (Г.Н. Невельской) // Баландин Р.К. Сто великих географических открытий / Баландин Р.К., Маркин В.А.- М.: Вече, 2001.- 235-239.- (100 великих).
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Уведомление: Приглашаем на выставку модели транспорта «Байкал» | Муниципальное бюджетное учреждение "Центральная городская библиотека" г. Алекса