«ПЕДАГОГ – НЕ ЗВАНИЕ, ПЕДАГОГ – ПРИЗВАНИЕ»

Виртуальная книжная выставка

Книжная выставка «Педагог – не звание, педагог – призвание» посвящена 2023 году — Году педагога и наставника в России, объявленном Указом Президента РФ В.В. Путина.

Выставка оформлена в знак признания высочайшей общественной значимости профессии учителя, а также юбилейным датам выдающихся ученых и педагогов: 200-летию Константина Ушинского, 135-летию Антона Макаренко и 105-летию Владимира Сухомлинского.

Раздел выставки «ВЕЛИКИЕ ПЕДАГОГИ» 

Макаренко Антон Семёнович  (1888-1939)

Советский педагог и писатель. Автор всемирно известных методик воспитания и перевоспитания подростков-правонарушителей, в том числе беспризорников. Его практику в свое время называли жестокой и критиковали, но это не помешало ЮНЕСКО включить его в список величайших педагогов минувшего столетия.

Слабенький и болезненный Антоша Макаренко родился 1 марта 1888 года в семье железнодорожного рабочего в городе Крюкове под Полтавой. По этой причине он никогда не гулял со сверстниками во дворе, предпочитая обществу мальчишек книгу. С юного возраста Макаренко привлекает педагогика. После педагогических курсов, оканчивает Полтавский учительский институт. В 1920 г. Макаренко поручили организовать вблизи Полтавы в селе Ковалевка колонию для несовершеннолетних преступников. Именно здесь он создал принципиально новую систему воспитания, а само заведение стал известным во всей стране. Вера в человека легла в основу этой педагогической системы. Суть, которой, состояла в том, что из трудных подростков формировались группы, занимавшиеся самостоятельным обустройством быта и колония превращается в преуспевающее предприятие с собственной школой, фермой и цехами.

По его системе труд — основной инструмент воспитания. Но только вместе с образованием, нравственным и политическим развитием. Работа учит взаимодействовать с коллективом, дисциплинирует, развивает физически и даёт средства для жизни.

Макаренко руководил тремя детскими колониями-коммунами. Через его руки прошло более 3000 беспризорников, малолетних бандитов и убийц, и ни один не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогу в жизни, стали людьми.

Луков Вл. А. Уроки Макаренко / Вл.А. Луков, Вал.А. Луков, А.И. Ковалева.- М.: «Ключ-С», 2006.- 79 с.

Эта книга адресована тем мужественным и смелым людям, которые не только осознали весь драматизм современного состояния детства в России, где спустя почти столетие снова возникла в грандиозных масштабах проблема беспризорности, и глубину кризиса воспитательной работы с молодым поколением, но и готовы направить свои силы и знания, свой опыт и энергию на борьбу с этой поистине национальной бедой. 

 

Макаренко А.С. Воспитание гражданина / Сост. Р.М. Бескина.- М.: Просвещение, 1988.- 304 с.- (Библиотека учителя. Педагогические раздумья)

В сборнике собраны все важнейшие работы А.С.Макаренко по гражданскому воспитанию молодого поколения. Сборник построен по тематическому принципу, причем заголовки даны составителями. Большое внимание уделено проблеме гуманизма советского воспитания, возможностям детского коллектива, трудовому воспитанию, ценности человеческой личности, дисциплине как нравственному и политическому явлению.

 

Макаренко А.С. О воспитании / Сост. В.С. Хелемендик.- М.: Просвещение, 1988.- 256 с.- (Библиотека семейного чтения)

В книгу включено наиболее важное и значительное из огромного педагогического наследия А.С.Макаренко. Мысли А.С.Макаренко о роли коллектива и коллективного труда в воспитании, о культуре потребления и родительском авторитете, о воспитании героической личности, о мастерстве воспитателя и значении педагогического коллектива крайне актуальны сегодня в период перестройки социально-экономических отношений в стране и демократизации нашего общества. Все, кого интересуют проблемы воспитания подрастающего поколения, найдут в этой книге ответы на самые разнообразные вопросы.

Макаренко А.С. Педагогическая поэма.- М.: Правда, 1979.- 624 с.

Эта книга не нуждается в рекламе. «Педагогическая поэма» — наиболее значительное произведение А.С. Макаренко.  Книга давно стала классикой — классикой литературы и классикой педагогической мысли. Драматичная и в то же время светлая, жизнеутверждающая, она увлекает читателей самых разных возрастов, поистине от мала до велика. И, конечно же, она не устаревает. Это история о том, как в суровые годы, в тяжелейших условиях замечательные педагоги и просто хорошие люди спасали беспризорников, возвращали их к нормальной жизни в обществе, учили радоваться, вторить, любить. История об успехе новой педагогической системы, к которой специалисты обращаются до сих пор. А главное — история о неравнодушии, сопричастности, душевном благородстве.
Педагог прибывает под Полтаву, чтобы организовать трудовую колонию для детей: беспризорников и уголовников. Перед ним стоит непростая задача – перевоспитать несовершеннолетних правонарушителей. И он с ней справляется блестяще.

Сухомлинский Василий Александрович (1918 – 1970)

Василий Александрович Сухомлинский знаменитый советский педагог-новатор в образовании, гуманист, детский писатель, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребенка — высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования. Член- корреспондент Академии, кандидат педагогических наук, выступавший против наказания детей и за уважение личности ребенка. 

Родился 28.09.1918 г. в семье плотника в с. Васильевка, Кировоградской области (Украина). У Сухомлинских было четверо детей (все стали сельскими учителями). Отец после революции стал активистом: руководил колхозом, был селькором, преподавал труд в поселковой школе. Детство Сухомлинского пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Уже тогда мальчик начал задумываться, как сделать детство счастливым. С 1926 – 1933 гг. Василий был учеником поселковой семиклассной школы. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком.

Летом 1934 г. он был принят в пединститут г. Кременчуга  на филологический факультет. В 1935 г. Василий серьезно заболел и прервал обучение, но с 1936 г. продолжил учиться заочно уже в пединституте Полтавы. Именно институт дал молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской деятельности. После института и до начала войны Василий учительствовал в школе.

Летом 1941 г. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт. Участвовал в битве под Москвой.  После тяжелого ранения (1942 г.) был комиссован из армии. Остался на Урале и с 1942 – 1944 гг. работал директором поселковой школы.

После ухода фашистов с Украины в 1944 г. вернулся в свой район и стал заведующим РОНО в Онуфриевке. В 1947 г. он решил возвратиться к учительству и уже в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш родного района. Здесь он проработал директором до конца жизни.

Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. С.Соловейчик.- 4-е изд.- М.: Политиздат, 1982.- 270 с.

Эта книга составлена необычно: по странице, по абзацу, по строчке здесь собраны выдержки из многочисленных книг и статей В.А.Сухомлинского. Читатель получает возможность познакомиться с его мыслями о воспитании детей в семье и школе, о формировании коммунистической нравственности. «Педагогика должна стать наукой для всех»,- писал В.А.Сухомлинский. Родители, учителя, воспитатели, партийные и комсомольские работники — все, кого волнуют вопросы воспитания, найдут в этой книге и практический совет, и размышления о насущных проблемах педагогики.

Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская.- М.: Педагогика, 1990.- 288 с.- (Библиотека учителя)

Проблему нравственного воспитания замечательный советский педагог В. А. Сухомлинский считал самой главной в работе школы. В книгу включены беседы, которые учитель может использовать в воспитании у учащихся патриотизма, гражданственности, любви к близким, природе, учителю.

 

Сухомлинский В.А. Книга о любви / Сост. А.И. Сухомлинская, Л.В. Голованов.- М.: Молодая гвардия, 1983.- 191 с.: ил.

В основу книги положена до сих пор еще не опубликованная рукопись известного советского педагога В.А.Сухомлинского. Достоинство предлагаемой работы состоит в целостном освещении проблемы любви, в тесном увязывании ее с актуальными социальными и идеологическими вопросами, с животрепещущими педагогическими проблемами, с необходимостью формирования активной жизненной позиции молодого человека. Книга рассчитана на читателей разных возрастов, особенно на юношество.

 

Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / Пер. с укр. Н. Дангуловой.- 2-е изд.- М.: Молодая гвардия, 1971.- 336 с.: ил.

Книга «Рождение гражданина» — плод многолетних раздумий над сложными вопросами формирования подростка. Как воспитать у ребенка интерес к знанию, как научить его трудиться с радостью, как пробудить и развить в нем стремление к красоте, вызвать желание стать настоящим человеком, человеком высоких нравственных идеалов и, главное, как воспитать в нем духовную несгибаемость, качества гражданина, живущего по законам и нормам коммунистической морали, — эти непростые и острые проблемы встают со страниц книги.

 

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- 4-е изд.- Киев, 1973.- 288 с.

Выдающийся педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский посвятил всю свою жизнь детям, став для них не только учителем, но и добрым наставником, проницательным и чутким другом. Любовь и забота о детях, их будущем пронизывает всю его деятельность и творчество. «Сердце отдаю детям» — начало трилогии о становлении личности ребёнка, её продолжение — «Рождение гражданина» и «Письма к сыну». Книга посвящена воспитательной работе с дошкольниками и учениками начальных классов, но не является пособием по педагогике, а служит в первую очередь духовному развитию воспитателей и учителей, взращиванию любви, чуткости, ответственности. В основе гуманистической педагогической системы автора — неразрывность воспитания и образования, нравственно-эстетического, физического и трудового развития в становлении гармоничной личности. Книга помогает понять, как ввести маленького человека в мир познания окружающей действительности, как пробудить и утвердить в его душе благородные чувства и переживания, как воспитать человеческое достоинство, веру в доброе начало в человеке, безграничную любовь к людям и родной земле.

Ушинский Константин Дмитриевич (1823−1871)

Имя Ушинского занимает особое место в русской и мировой педагогике. По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений, по силе влияния на последующее развитие отечественной школы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его концепция не имела себе равных. Она явилась логическим звеном предшествующей истории науки о воспитании.

Соратник великого педагога и его ученик Л.Н. Модзалевский емко и точно определил место Константина Дмитриевича в истории русской культуры: «Ушинский — это наш действительно народный педагог, точно так же как Ломоносов — наш народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор».

К.Д.Ушинский является основоположником оригинальной русской педагогики, в частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Ушинский глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе дошкольного, и образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов.

Он обосновал идею народного воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только на современное, и на последующие поколения педагогов многонациональной России.

 

Егоров С.Ф. К. Д. Ушинский: книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1977.- 143 с.- (Люди науки)

Константин Дмитриевич Ушинский — великий русский педагог, автор прекрасных учебников для школы, по которым учились многие поколения российских школьников, основоположник прогрессивной педагогической науки в России. Он прожил трудную жизнь, полную лишений и борьбы. «Учителем учителей» называли его современники.Любовь к детям, к науке, к родине одухотворяли его педагогический труд.

 

Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т.1 / Сост. С.Ф. Егоров.- М.: Просвещение, 1988.- 416 с.

В первый том настоящего издания вошли работы К.Д.Ушинского 40-х и 50-х гг. XIX века, в которых раскрываются истоки его педагогических идей, вопросы организации народной школы, психологические закономерности обучения, значение труда как средства воспитания. В том вошли материалы, отражающие деятельность К.Д.Ушинского в Гатчинском сиротском и Смольном институте, статьи о школах в США.

 

Раздел выставки «ОБРАЗ ПЕДАГОГА В ЛИТЕРАТУРЕ»

Возможно, среди образов учителей, описанных в художественных произведениях классиков и современников, вы найдете учителя из ваших школьных лет или педагога своего ребенка.

 

Айтматов Ч.Т. Первый учитель: повесть // Айтматов Ч.Т. Собрание сочинений. В 3 т. Т.1: повести.- М.: Молодая гвардия, 1982.- С.239-286

Повесть «Первый учитель» Айтматова написана в 1962 году. В книге описывается непростой период становления советской власти в Киргизии — борьба с патриархальными традициями, не дававшими молодёжи учиться и развиваться.

В центре сюжета учитель, который после службы в армии возвращается на малую родину, в глухой аил, и собственными усилиями создаёт первую в деревне школу.

 

Бондарев Ю.В. «Простите нас!»: рассказ // Бондарев Ю.В. Собрание сочинений. В 6 т. Т.5.- М.: Художественная литература, 1986.- С.368-380

Рассказ «Простите нас» Бондарева был написан в 1953 году. Это история о зрелом успешном человеке, который решает вернуться в родной городок и погрузиться в детские воспоминания. Однако вместо лёгкой встречи с друзьями ему предстоит выдержать пытку общения с любимой учительницей, о которой он совсем позабыл.

Рассказ затрагивает тему общечеловеческих норм нравственности: доброту, человечность, справедливость, благородство, совестливость и сострадание. Ключевой момент произведения — душевные переживания Сафонова Павла Георгиевича, чувства горечи и стыда перед своей учительницей Марией Петровной.

 

Пушкин А.С. Капитанская дочка. Проза.- М.: Художественная литература, 1984.- 287 с.- (Классики и современники)

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», — эти строки из пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин» стали афоризмом. Действительно, образование складывается не только из школьных уроков, но и всех прочих занятий, которым посвящает свое время ребенок. А в учителе важны его харизма и человеческие качества.

Так, в романе «Капитанская дочка» Пушкин описывает преподавателя-самозванца Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être outchitel, не очень понимая значение этого слова».

Пушкин от лица Петруши Гринева пишет, что Бопре был «добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности».

Они с главным героем тотчас поладили, хотя вместо того чтобы учить Гринева говорить по-французски, по-немецки и всем наукам, Бопре предпочел наскоро выучиться от него кое-как болтать по-русски, и потом каждый занимался своим делом.

 

Распутин В.Г. Уроки французского. Повести и рассказы.- М.: Художественная литература, 1987.- 479 с.: ил.

Нам трудно представить себе настоящий голод. Когда не час, не два, а день, неделю, месяц — постоянно хочется кушать. А надо еще расти и учиться, уживаться с чужими людьми, к которым тебя привезла мама, потому что в пятый класс, в тяжелые послевоенные годы, можно ходить только в райцентре… Голодно и бесприютно одинокому мальчишке и, чтобы выжить, он начинает играть в «чику» на деньги со старшими ребятами. Просто, чтобы на эти монетки купить молока. Герою везет, но за везение его не раз избивают, и в школу он приходит с синяками. Хорошо, что его учительница французского оказывается очень добрым человеком, и изо всех сил старается помочь…
В годы Великой Отечественной войны от учителя требовалось не только знание предмета, но и особая душевная теплота и самоотдача. Он должен был не слепо следовать учебной программе, а нести идеи добра и мира, которые помогали бы выжить в трудное психологически время.

Таким учителем можно назвать Лидию Михайловну, героиню повести В.Г. Распутина «Уроки французского».

В послевоенные годы Лидия Михайловна пыталась спасти от голода талантливого мальчика, приглашая его на дополнительные уроки, после которых играла с ним в «пристенок» на деньги. Она пошла на эту хитрость, чтобы не смутить подростка, который не взял бы у нее деньги.

Этот ее поступок школьной администрацией был расценен не как помощь, а как «растление и совращение».

 

Фонвизин Д.И. Недоросль: комедия в 5-ти действиях // Фонвизин Д.И. Комедии.- Л.: Детская литература, 1976.- С.63-140.

В классицистической комедии о Митрофанушке, который «не хотел учиться, а хотел жениться», сатирик Фонвизин метко описал нерадивых учителей, которые отбили у ребенка всю тягу к знаниям.

Во второй половине XVIII века дворянские дети могли оставаться на домашнем обучении, учителя приходили к ним сами, а зачастую были приставлены к ребенку и проживали вместе с семьей. Из-за границы выписывали гувернеров, которые обучали дворянских отпрысков языкам и манерам. Но не всегда эти люди были компетентны.

Так что родители по незнанию и следуя моде нанимали для обучения своих детей бывших лакеев и парикмахеров.

Именно таких учителей описывает Фонвизин в образах отставного солдата Цыфиркина, ставшего учителем арифметики, семинариста-недоучки Кутейкина и кучера Адама Адамыча Вральмана, который должен был обучить Митрофана французскому. Что получилось из ученика таких педагогов, можете судить по комедии Фонвизина.

 

Чехов А.П. Учитель словесности. Рассказы.- М.: Детская литература, 1987.- 191 с.- (Школьная библиотека)

«Учитель словесности» — рассказ А. П. Чехова о гимназическом учителе Никитине, который женился на юной дочери богатого помещика и поначалу был совершенно счастлив, но несколько месяцев спустя понял, какая пошлость его окружает, и ему невыносимо захотелось сбежать от этой обывательской жизни.

Просмотров: 37 

Решаем вместе

Хочется, чтобы библиотека стала лучше?


Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении


Оценка качества условий предоставления услуг. Анкета доступна по QR-коду, а так же по прямой ссылке:  https://bus.gov.ru/qrcode/rate/390172

Октябрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен   Ноя »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Национальная электронная детская библиотека

https://www.prlib.ru/


Copyright © 2017. Все права защищены.